СЕКРЕТЫ СЪЕМОК КЛИПА А. ЧЕРКАСОВА «ПОКАЯНИЕ»

  • АВТОР: // КАТЕГОРИЯ: Раскрываем секреты

    Без комментариев

    Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего блога и сегодня на повестке дня первая статья новой рубрики «Время снимать» и я её ведущий Стас Batis Трунин. В ней я буду рассказывать обо всех “телодвижениях” команды Fast-Film, а именно об интересных проектах за которые мы беремся и как их реализуем. В этой статье мы рассмотрим механизм организации съемочного процесса, ответим на вопросы: как писать режиссерский сценарий? Как планировать съемочный процесс? И как работать с Календарно-постановочным планом (КПП)?

    Александр Черкасов

    Сегодня у нас в гостях музыкант, исполнитель, автор своих песен Александр Черкасов. Мы представляем его новую работу – песню «Покаяние». Это не политика, не игра в патриотику – это крик души! Это песня для каждого из нас, для тех, кто любит свою непростую, многотерпящую, но между тем, великую Родину – РОССИИЮ. «Покаяние» песня интересной судьбы. В процесс работы подключились потрясающие люди: заслуженный артист РФ Александр Федорков (экс-музыкальный руководитель группы М. Танича), композитор, аранжировщик, исполнитель, который внес неповторимые краски в аранжировку своей фантазией и драйвом гитар, а окончательный аккорд поставил блестящим (как всегда) сведением и саунд-продюсингом легендарный Александр Иванович Кальянов.

    Поезд Алматы-Москва

    Съемки кинокартины “Талгат” Жанны Исабаевы которые проходили в горах Алатау близ замечательного г. Алма-ты, наконец завершены. Я возвращался в свой родной городок – Байконур, отдохнуть от суеты минувшего года. Спустя всего неделю я вновь оказываюсь в Москве. Дорога через весь Казахстан для меня была как путешествие в другой мир, дикий и неизведанный. По железке я проколесил через горные массивы, бескрайние казахские степи и «голодную» пустыню. Степные орлы парящие в чистом синем небе и “корабли пустыни” — верблюды сопровождали меня на протяжении всего пути. Хорошо все-таки на Родине! По приезду в Москву, Крылов Серега (Сценарист, Администратор FastFilm) встретил меня с интересным предложением, поработать над проектом Александра Черкасова. Сценарий меня сразу же заинтересовал своими масштабами и идеей. Идея проста и актуальна в наше время для России: напомнить нынешнему поколению о наших предках, о нашем героическом прошлом, о бесстрашных богатырях и их святых сподвижниках. Дождавшись Константина Колодяжного (Режиссер-постановщик FastFilm) из командировки, в которую он мотался по совместной космической программе России и Франции во Французскую Гвиану, та что в Южной Америке, мы с энтузиазмом взялись за проект Черкасова.

    Подготовительный период

    Встретилась объединенная творческая группа в нашем офисе на Старой Басманной. Исполнитель песни Александр Черкасов (он же автор и «Монах» в клипе), певица Светлана Астахова (жена А.Черкасова и одна из двух женщин вооруженного отряда), актер Сергей Апрельский, он же «Князь», главный в «Белых силах» («Ворошиловский стрелок», торговец оружия, «Бригада», Муха, режиссер «Антикиллер», Сехно, «Консервы», «Паленый», «Сармат», капитан Бурлак и многие другие). Весь вечер мы придумывали и страстно обсуждали сцены клипа. Вы только представьте: русское поле, березки, осень, отряд из 7 всадников (Князь, Монах, 3 ратника, две женщины). По сценарию это «Белые силы». Александр Черкасов сказал, что одного из ратников будет играть человек, которого любит вся Россия. Без преувеличения. Певец Александр Дюмин. Еще в сценарии прописали маленького мальчика, который сообщает Князю и его отряду о нападении «Темных сил», которые будут играть актеры: Адам Булгучев («Антидурь», « Час Волкова», «Утомленные солнцем 2, Противостояние», Берия и др) и Масаб Коробов («Знахарь», «Однажды в милиции» и др). Когда общая концепция была готова – стало ясно, что такого мы еще не снимали, казалось бы – авантюра чистой воды… Ни кто не испугался масштабов работы, мы, как одержимые вцепились в этот проект в надежде познать тайны большого кино. Когда все разошлись по домам я остался один на один с компьютером, нужно было упорядочить информацию в голове и продумать дальнейшие действия т.к. команда у нас не большая 3 человека на старте (я, Серега, Костян) мы распределили обязанности следующим образом:

    • я Стас Трунин — оператор-постановщик на данном проекте,  следовательно отвечаю за техническую составляющую свет, съемочное оборудование, люди, транспорт;
    •  Костя Колодяжный  - режиссер-постановщик отвечает за координацию проекта в целом и организацию всех департаментов (актерского, художественного, операторского);
    •  Серега Крылов администратор на съемочной площадке и реквизитор.

    В течении нескольких дней в проект включились еще несколько человек, наши друзья:

    •  Илья Исаев, который оказал нам большую услугу по поиску локации, лошадей и аутентичных костюмов выполненных с соблюдением древней технологии на основе археологические копии;
    • Дэн Митрофанов бэкстэдж, ассистент и второй оператор в одном лице.

    В течении недели нам надо было оперативно подготовиться к 2-х дневным съемкам. Т.к. это уже был полноценный кино проект, то и подход должен быть соответствующим, “работать нужно по взрослому” подумал я. Итак, первое, что нужно сделать это — подготовить режиссерский сценарий, по которому можно составить КПП (календарно-постановочный план) для чего все это нужно сейчас объясню.

    Режиссерский сценарий

    Раньше я никогда не работал с режиссерским сценарием, т.к. «киношного» образования у меня нет, я слышал о нем только на съемках, и впервые с ним столкнулся при работе над кинокартиной “Талгат” Жанны Исабаевой. Для режиссера и оператора-постановщика режиссерский сценарий — путеводитель по фильму, так сказать, карта где описано все до мелочей. В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма от включения до выключения камеры, одному дублю, монтажному фрагменту, цельному куску записи. И Вы должны описать все, что, требуется для этого конкретного кадра. Вариантов бывает много, но рассмотрим тот, который составили мы с Костяном для работы над “Покоянием” (посмотреть оригинал). Пройдемся по порядку по всем графам:

    № кадра — в этой графе написан номер кадра, по которому в последствии ориентировались;

    Таймкод — в классическом варианте реж. сценария эта графа называется хронометраж но т.к. мы имеем дело с музыкальным клипом, который привязан к аудио-ряду то здесь расписали с какой по какую сек. происходит какое-либо действие например: 00:00-00:10 (мин:сек) —  из затемнения крупно на барабанщика;

    Раскадровка — если у вас есть художник или вы обладаете талантом рисовать, то постарайтесь изобразить кадр, который вам нужен, для оператора это будет как палочка выручалочка чтобы поставить свет, в нашем же случае, когда времени совсем не было, мы описали сцену например так “Сцена усыпаная листьями на ней группа 6 человек”

    Объект — здесь нужно кратко описать локацию например “Инт.Сцена клуба.” Инт. — сокращенный вариант интерьер также используют сокращение Нат. — натура;

    Крупность — в данном поле пишем какая крупность кадра например “Кр. Ср. Общ.”;

    Содержание кадра — опишите как можно подробней действие в кадре “Играет группа в кожанных плащах и белых рубашках, дым, ветер, сцена усыпана листьями свет пробивается через силуэты музыкантов”;

    Шумы, спецэффекты – здесь, если требуется, опишите нужный вам шумовой или визуальный эффект;

    Техника и реквизит – перечисляем, какая техника используется в этом кадре (свет, тележка, кран, стэдикам и д.р.), какие костюмы и реквизит.

    Пожалуй этого хватит для того чтобы написать для себя подробный план действий на съемочный период.

    Смета

    Мы оформили его за один день, теперь картина стала более ясной можно планировать дальнейшие действия я пробежался еще раз по сценарию отметил для себя какой буду использовать свет и оборудование (полный список можете посмотреть тут) и составил смету. Очень важно отмечать все свои действия на бумаге, Excel Вам в помощь.
    Камера: снимать будем на Canon 5D Mark II, в качестве которого не сомневался, как ни как кино снимаем, а кино это 35mm (матрица марковки имеет именно такой формат 35mm), а кроме того Canon 5D Mark II удобен в использовании и совсем не дорог;
    Оптика: из объективов я взял имеющиеся у нас Sigma 10-20mm 3,5 — превосходный «сверх ширик», Canon 24-70mm 2,8 L — универсальный очень красиво рисует, Canon 50mm 1,4 — светосильный обязательно и Canon 24-105mm 4 L со стабилизатором на всякий случай, не заменимый объектив, когда нужно поснимать с рук.
    Свет: свет, транспорт, генератор и всякую мелочевку заказывал у замечательных ребят - Первый Кинокомбинат, за что отдельное спасибо Михаилу Плиско. Пообщавшись с гафером (бригадир осветителей) мы сошлись на комплекте белого света Arri 6000W и Arri 2500W + фростовые рамы, решили что для заполнения на общий план будим использовать шестерку рассеянную фростом а на контур будим лить двойкой тоже через фрост, но на практике вышло иначе заполняли четверкой без контура а вечером двойкой;
    Кран: очень долго пришлось подобрать подходящий кран либо это операторский кран с седушкой который обслуживают 4 человека и он громоздкий, либо это кран стрела с панорамирующей головкой который по легче и обслуживают его 2 человека, конечно же я остановил свой выбор на второй вариант, заказал кран Combo v-40 на студии VideoFilm за что им спасибо за безупречную работу отдельно Иванычу. 6 м стрела кран держит до 4 кг, мужики привезли его на шестерке время сборки 40 мин.;
    Костюмы: благодаря клубу исторической реконструкции «Белая Рысь» (Виктору Кралину) были найдены костюмы, в точности повторяющие доспехи русских воинов 12-13 веков.

    Календарно-постановочный план (КПП)

    После того как режиссерский сценарий был готов и утверждена смета по бюджету, нужно было тщательно спланировать съемочные дни, которые выпали на 29-30 октября. Я сел за Календарно-постановочный план, КПП — это документ в котором подробно расписано: какие сцены в какой промежуток времени нужно снимать и в каком порядке. Как оформляется этот чудо-документ я вам сейчас поведаю на примере нашего клипа (посмотреть оригинал можно здесь):

    Дата съемки — в этой колонке пишется дата, в нашем случае 10.29.11;

    № сцены — указывайте все сцены схожие по следующим признакам:
    - операторская техника (учитывается время на подготовку);
    - осветительное оборудование (количество большого света и время его выставления);
    - костюмы и грим (выбирайте сцены схожие по этим критериям);
    - и самое главное это локации (снимайте все сцены связанные с одной локацией вместе);
    - планируйте сцены по погодным характеристикам и не забывайте о световом дне;
    - Иногда приходится подстраиваться под актеров учтите это.

    I/E — в этом поле нужно указать ИНТ. или НАТ. расшифровки были приведены выше;

    Объекты — этот раздел разбивается на два столбца например “ВОСКРЕСЕНСК|РУССКОЕ ПОЛЕ” думаю объяснять не надо;

    Время съемки — укажите в этой графе “УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ”;

    Мотор — просчитайте время подъезда на локацию, и сколько вам времени понадобится на освоение объекта и как следствие обозначте время во сколько прозвучит команда “МОТОР”;

    Персонажи — укажите в этом столбце всех персонажей, как они написаны в сценарии например “МОНАХ, КНЯЗЬ, БОГАТЫРЬ, 2 ЖЕНЩИНЫ, 2 РАТНИКА”;

    Эпизоды — напишите тех героев, которые появляются эпизодически в этой сцене;

    Массовка — аналогично;

    Описание сцены — опишите в нескольких словах сцену “Едут семеро всадников по полю, уставшие”;

    Хронометраж — эту графу я не заполнял но думаю она не помешает для «большого кино»;

    Операторская техника — укажите здесь подробно перечень операторского оборудования, чтобы ничего не забыть в спешке “кран стрела, mark 2, 10-20, 24-70”;

    Свет — соответственно распишите осветительное оборудование “Arri 6000W, Arri 2500W, Рама 8×8, Текстиль 8×8, фросты, генератор 10KW”;

    Адрес — укажите точный адрес локации.

    Пожалуй все пункты учел, по этому плану можно смело «идти в бой» ни чего не боясь.
    В нашем случае прочитав еще раз режиссерский сценарий, четко выделил для себя, как оператор, 3 локации это: “русское поле”, “у водоема” и “на холме”. Я решил работать с краном поэтому спланировал съемки так чтобы сначала отыграть все пролеты по сцене “русское поле”, и пока кран переставляется на следующую локацию в 100 метрах (водоем), отстрелять все крупные и средние планы со штатива и так по каждой сцене. Так же у нас была сцена где надо было отснять 5-ых всадников таким образом, что бы потом на монтаже их размножить на целое войско. Эту сцену я оставил «на десерт», чтобы отпустить крановщиков и осветителей т.к. снимал статично со штатива и очень общий план. Приходилось перемещать всадников из одной точки на другую таким образом, чтобы они не пересекались, если смешивать с пред идущим кадром. Эту технологию мы подглядели у западных коллег, ее использовали в частности в фильме “Спасти рядового Райна”, идейку подкинул Серега Крылов.
    Планирование по съемочному дню завершилось вечером 27 октября в «Макдаке». С Костяном (режиссер) мы прошлись еще раз по режиссерскому сценарию и КПП, сделали для себя некоторые заметки и «отметили» это дело апельсиновым соком и кофе.

    Локейшн 
    (или по-нашему поиск локаций)

    Поиск локаций выпал на 28 октября, накануне первого съемочного дня. Стояла задача найти красивое русское поле с березками, чтобы по близости был водоем и при всем при этом замечательное место должно находиться не далеко от конюшни, где мы арендовали лошадей. Я встретился с Костяном около здания РосКосмоса, где мы должны были встретиться с Ильей Исаевым (исп. продюсер). Из Москвы выехали в 15 часов по Рязанскому направлению в сторону Воскресенска к деревне Пушкино. В связи с пятничными пробками добрались туда уже затемно и времени на поиск нужного нам места было катастрофически мало, мин. 30 где то. Трезвым взглядом обозначили для себя замечательное местечко у водоема и в полной темноте начали выдвигаться в сторону Москвы. По дороге нам нужно было заскочить в исторический клуб, посмотреть доспехи и костюмы но тут лампочка, показывающая уровень бензина, сработала поздно когда в баке не осталось ни капли топлива, мы встали в полной темноте посреди подмомковной глуши. Благо поблизости находились, вездесущие таксисты, которые смогли нам доставить топливо, пока Илья заправлял бак мы с Костяном зря время не теряли, развлекая себя куском батона и нарезанным соленым мясом которое было видимо куплено к столу… Тем временем в Москве, Дэн носился по всему городу в поисках монашеского обличая и большого креста. Забавная ситуация, мы застряли в глуши и тут звонит Денис с вопросом как ему доехать  до Сокола и смех и грех, но мы по памяти смогли объяснить ему как пользоваться Московским метро (недавно приехал покорять сердце нашей родины) простительно…

    Съемочный период 
    (День 1)

    Для меня с Дэном этот день начался еще раньше т.к. поспать не удалось. Мы стартовали всей съемочной группой из студии Фаст Фильма, решили там и переночевать чего нам не дали сделать назойливые рок-музыканты, которые даже ночью умудряются репетировать (наш офис находится в одном знании с репетиционными базами). Не отчаявшись, я решил закончить полный список-смету всего, что мы с собой повезем чтобы отмечать в начале и конце смены “нечего ли не забыли?”. В 5 утра потихоньку начали подтягиваться люди, сначала Костян со своей девушкой Иришкой и Серега, затем уже все остальные, осветители, крановщики, автобус, актерский состав и др., в общем вышла довольно большая колонна машин. Мы распределили маршруты и в 6:00 выдвинулись на локацию, по графику мы должны были туда приехать в 8:00. Приехали вовремя, правда, пришлось ждать на трассе крановщиков, мужиков с их железяками остановили ГАИ-шники, неудивительно… … В дороге я разговорился с нашими актерами, они друзья Александра Черкасова, и тут я понял, что нам придется руководить съемками с участием звезд Кино и Шансона. Про многих уже рассказывал выше, но в двух словах добавлю еще.

    Сергей Апрельский – очень позитивный и «идейный» человек, всю дорогу мы обсуждали сцены клипа. Он придумывал разные фишки и решения. Александр Дюмин – звезда русского шансона, друг М.Круга, один из самых популярных исполнителей жанра шансон в роли русского богатыря. Светлана Астахова – лауреат премии шансон года в Кремле. Самое первое открытие года радио «Шансон» — одна из женской части конного отряда. Адаму Булгучеву, который по сценарии играет вражеского захватчика, ярого противника Князя, известному киноактеру вновь везет на роль Лаврентия Берии теперь уже в новом сериале «Жуков». Масаб Коробов, член гильдии актеров кино России и известный продюсер, у нас он играл главного злодея «Темных сил». Получился звездный состав! Про себя, наверное, каждый из нас думал, что за подарок судьбы работать с такими людьми… Нужно отметить еще артистов, участвующих работе. Маленький Ярик Матвеев наравне со взрослыми проходил все трудности съемочного процесса, Жанна Черченко совершила подвиг Она первый раз в жизни села на лошадь. И как выдержала это испытание! Олега Иванова в полной экипировке (вес килограммов 15) в самом начале съемок, норовистая лошадь сбросила на землю. Это я уже немного забежал вперед.

    Мы прибыли на локацию вовремя скоординировали все департаменты и каждый занялся своей работой: светики ставить свет, крановщики налаживать кран. Художник по гриму, Леночка Мовчан, оказалась настолько талантлива, мы поражались тому , как она искусно делала из наших
    актеров настоящих сказочных героев, опыт… Было холодно ноги промерзали, Костян поделился шерстяными носками которые он припас с командировки когда поднимался на Эльбрус для съемок документального фильма про советских воинов. Лошади опаздывали, мы выбились из графика на 3 часа, это было катастрофически много, нужно было оперативно начать снимать в ускоренном режиме, даже еще не подозревали что нас ожидает…
    Лошади, неподготовленные к железу, начали пугаться при виде воинов в доспехах с копьями, норовили сбросить актеров, ржали и брыкались, парочка сорвались и умчались прочь в поле. Началась неразбериха и легкая паника, лошади не слушаются, на помощь к нам пришла их хозяйка бирейтор Анастасия Сергеева, которая успокоила лошадок и работа продолжилась, правда, уже без копий и щитов. Час за часом и шестерни каждого специалиста соединились в единый механизм, который заработал как швейцарские часы, мы начали догонять упущенные час и вошли в график, невероятно, но удалось отснять все сцены, не без Божьей помощи конечно! Мы возвращались в лагерь, где стоял автобус, так сказать Штаб, там люди уже во всю отдыхали: коньячок, закусочка, картошечка печеная в костре, приятно смотреть когда работа приносит удовольствие всем, уже темнело и мы с радостью завершали 1 съемочный день. Я не помню как уснул, видимо выключился как телевизор и включился уже рано утром в воскресенье, когда нас ждал второй съемочный день.
    Предлагаю Вам к просмотру небольшой фильм о фильме снятый и смонтированный участником нашей команды FastFilm Дэном Митрофановым приятного просмотра…

     

    Съемочный период 
    (День 2)

    Съемочная площадка второго дня оказалась в центре города в Ащеуловом переулке,9, в клубе «Алиби» Все было предельно просто, использовали минимум аппаратуры, реквизита и других составляющих, которые стоят больших денег, т.к в первый день вбухали основной бюджет. Это нас не пугало – очумелые ручки соорудили все, что нужно для работы. Свет использовали самодельный строительный, пропущенный через зонтики для заполнения и рисунка DedoLight, маленький переносной кранчик для плавного движения камеры. На сцене, задрапированной очень быстро, — все для «живой группы». Музыкальный драйв «Покаяния» задавали А.Черкасов, С.Апрельский (бас-гитара), А.Федорков (соло-гитара) вместе с музыкантами группы. Разбросанные листья (купленные мешками у дворников и собранные собственноручно С.Апрельским), дым машина и ветродуй создавали ощущение осени и мысленно переносили нас в сцену с русским полем. В этом была вся фишка листьев и ветра, чтобы поженить две разные сцены «Русское поле» и «Музыкальную группу». Мы отсняли музыкальную партию за 3 часа, на этом съемочный период клипа «Покаяние» успешно завершился. Но это еще не все далее нас ждет постопродакшн, цветокоррекция и компоузинг. Следите за нашими новостями и будете в курсе всех дел а заодно узнаете секреты создания спецэффектов нашего клипа из рубрики “Под прицелом”. До скорой встречи на просторах нашего блога «Арт правда», с Вами был автор данной статьи он же оператор-постановщик клипа “Покаяние” из команды Fast-Film

     Стас Batis Трунин.

     

    Слова, музыка и исполнение        Александр Черкасов
    
    Продюссер                         Александр Черкасов
    Исполнительные продюсеры          Илья Исаев
                                      Константин Колодяжный
                                      Станислав Трунин
    Административный продюсер         Сергей Крылов
    Саунд продюсер                    Александр Кальянов                              
    
    Сценарий                          Александр Черкасов
                                      Сергей Апрельский
                                      Константин колодяжный
    
    Режиссер-постановщик              Константин колодяжный
    Второй режиссер                   Станислав Трунин
    Помошник режиссера                Ирина Дешко
    
    Оператор-постановщик              Станислав Трунин
    Второй оператор                   Константин Колодяжный
    Второй оператор                   Денис Митрофанов
    Кранмейстер                       Шалагин Сергей
    Бригадир светотехников            Алексей Смирнов
    Светотехник                       Симеон Симеонов
    
    Режиссер-монтажа                  Константин Колодяжный
    Монтажер-backstage                Денис Митрофанов
    Спецэффекты                       Алексей Шефер
    
    Актеры:
    Сергей Апрельский
    Александр Черкасов
    Александр Дюмин
    Светлана Астахова
    Александр Федорков
    Ярик Матвеев
    Жанна Черченко
    Олег Иванов
    Адам Булгучев
    Масаб Коробов
    Марат Сатиаджиев
    Виталий Ветров
    Евгений Мишаченко
    Илья Исаев
    Наталья Костина
    Сергей Крылов
    
    Ассистенты режиссера по актерам   Наталья Костина
                                      Виктор Кралин
                                      Екатирина Котловская
    
    Художник по гриму                 Елена Мовчан
    Ассистент художника по гриму      Анастасия Мовчан
    
    Костюмеры (реквезиторы):          Виктор Кралин
                                      Екатирина Котловская
                                      Сергей Крылов                                  
    
    Бирейторы (КСК "Виват"):          Сергеева Анастасия
                                      Берсенева Наталья
                                      Березкина Людмила
    
    Большое спасибо:
    Конно-спортивному клубу "Виват"
    Сергеевой Анастасие
    Берсеневой Натальи
    Березкиной Людмиле
    за безупречную работу с лошадьми.
    
    Клубу исторической реконструкции "Белая Рысь"
    Виктору Кралину
    Котловской Екатирине
    за предоставленные исторические костюмы и консультации.
    
    ООО "Первый Кинокомбинат"
    Михаилу Плиско
    за слаженную работу, и техническое обеспечение.
    
    Также выражаем благодарность:
    Художнику по гриму, осветителям, крановщикам,
    водителям и всем кто вложил частичку своего
    безценного труда и таланта!
    Отдельная благодарность клубу "Алиби"
    © Fast-Film Production
    2011г.

КОММЕНТАРИИ

0 Responses для Секреты съемок клипа А. Черкасова «Покаяние»

НАПИСАТЬ ОТВЕТ

ЗАПОЛНИТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛЯ*, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ. Ваш электронный адрес не будет опубликован.